Проект «Пешком по Садовой»
Для описания архитектурных особенностей дома Шаровой традиционно обратимся к книге Е. М. Козловой-Афанасьевой «Архитектурное наследие Тюменской области»:
«Построен в 1895 г. Двухэтажный деревянный, на невысоком кирпичном фундаменте, он отражает характерные приемы городского рубленого жилья. Обшитые «ленточным» и вертикальным тесом фасады имеют большой строгий по профилю карниз, тонкий междуэтажный поясок, угловые и рядовые филенчатые пилястры. Барочные наличники скругленных окон показательны использованием объемных резных накладок растительного орнамента. В очельях это стилизованное изображение расходящихся в стороны листьев, на широких подоконных досках – круглая выпуклая розетта. Центр бокового фасада выделен композицией тройного «итальянского» окна, забранного в общий фигурный наличник. Планировка дома, образованная капитальными стенами, сохранилась почти без изменений».
Реставраторы здания, в нашем уже веке, потрудились на славу. По имеющимся в архивах фотоматериалам они постарались максимально точно воссоздать и внешний облик, и интерьеры здания. При этом использовались материалы, соответствующие духу строительства XIX века.
Проектировщики сделали все, чтобы здание внутри и снаружи отвечало своему первоначальному виду… Узоры старых наличников измеряли до миллиметра, в результате они восстановлены полностью. На девяносто процентов сохранились планировки комнат, соответствуют исторической правде потолки и двери, украшенные затейливым декором. Даже шторы на окнах выполнены в том же купеческом стиле.
Дело о Шаровых
При попытке найти исторические материалы, так или иначе связанные с историей дома на Садовой,12 (ныне Дзержинского, 18) и личностью его владельца, мы столкнулись с определенными трудностями и неразберихой.
Так, сначала удалось найти архивную запись о причислении мещанина Шарова Ивана с семейством в купечество 3-й гильдии от 02.12.1857 г. (Шифр ф. И2, оп.1, д.421).
Данные же о владелице дома по Дзержинского, 18, разнятся. По одним из них, он принадлежал нижегородской крестьянке Татьяне Ивановне Шаровой, к которой перешел от тюменских мещан Войлошниковых по наследству от дяди А. И. Войнова. А в журнале городской управы за 1892-1893 годы сохранилось прошение жены крестьянина Нижегородской губернии, Ардатовского уезда, Лыксыкской волости (по данным списков избирателей в тюменскую городскую Думу 1903 и 1912 гг.) Александры Ивановны Шаровой о постройке деревянного двухэтажного дома и служб в первом участке по Садовой улице. Таким образом, мы можем больше склоняться к тому, что хозяйкой дома была не Татьяна Ивановна, а Александра Ивановна Шарова. В книге Ю. С. Зотина «Юркин кондуит» А. И. Шарова также обозначена как домовладелица. Данные о других носителях фамилии отсутствуют. Также мы можем лишь предполагать, что Татьяна и Александра были дочерьми упомянутого выше Ивана Шарова.
На Текутьевском кладбище сохранилась могила Павла Ивановича Шарова с надгробным памятником в виде часовни.
К сожалению, никаких документов, подтверждающих степень родства упомянутых представителей фамилии Шаров, на сегодняшний день не обнаружено.
По данным справочника и адрес-календаря по Тюмени и Тюменскому уезду на 1913 год можно узнать, что в доме Шарова на улице Садовой проживали Иван Александрович Андронников и Михаил Христианович Нейман.
Иван Александрович Андронников – присяжный поверенный, а иначе – адвокат. Тем интереснее обнаруживается его имя в списке соборян Священного собора Православной российской церкви 1917-1918 гг. Отсюда узнаем, что Андронников родился около 1867 года, был членом Поместного собора в 1917-1918 гг. по избранию как мирянин от Тобольской епархии. В 1905 году газета «Сибирский листок» выпустила большой материал «Михайлов в Тобольске», посвященный пребыванию в Тобольске в 1861 году известного политического заключенного – поэта-переводчика Михаила Михайлова. Присяжный поверенный Андронников имел тесную связь с арестантом, неоднократно посещал его в камере и даже вывозил на званый обед. И вновь мы можем предположить, что профессия досталась Ивану Александровичу по наследству.
Лирическое завершение
Как мы уже не раз говорили, домовая резьба также может сообщить о хозяине дома массу полезной информации. Символы, встречающиеся на наличниках, воротах, дверях старинных домов, часто несут в себе совершенно определенный сакральный смысл. За разъяснением элементов резьбы на доме Т. И. Шаровой мы обратились к одному из главных наших специалистов в этой области Святославу Шитову:
Исходя из этих слов Святослава Шитова, мы могли бы, пожалуй, чуточку смелее находить взаимосвязи в некоторых интересующих нас аспектах при изучении истории представленного дома. Таких, как, например, одинаковое отчество живших на одной улице, в одно время Шаровых. Таких, как проживание в доме поверенного в пароходстве Курбатова и Игнатова инженера путей сообщения. Со своей же стороны, я, пожалуй, не стал бы определять дом по улице Дзержинского, 18 во владение Татьяне Ивановне или Александре Ивановне Шаровой, а называл бы его более обобщенно – домом Шаровых.«Основной символ, который сразу же бросается в глаза, – сказал Святослав Вадимович, – это кувшинка с четырьмя лепестками. Аналогичный элемент мы можем наблюдать на ряде других интересных исторических зданий нашего города. Это показатель большой семьи. Символ семейного очага, плодородия, семейного благополучия. С большой долей вероятности мы можем говорить о том, что здесь жила большая и счастливая семья. Это очень сильный охранно-обереговый символ, один из сильнейших на Руси, который до сих пор известен в деревнях Тюменской области. Найдя кувшинку, люди любуются ей и уже ни в коем случае не выбрасывают, а засушивают ее, и уже в этом виде делают из нее ладанку, подвешивают ее под иконкой, и она уже должна увеличивать семейное благополучие, рождаемость, счастье в доме».