В 1864 году Филимон Колмогоров основал кожевенный завод в Зареке. Это был самый крупный кожевенный завод в России в конце XIX века. Товар сбывался на ярмарках в Москве, Казани, Екатеринбурге. Поступал в Британскую библиотеку для переплета книг. Все это приносило славу Сибири.
В 1906 году Ф. С. Колмогоров умер. Вскоре наследники продали завод Собенникову. В его собственности «завод» включавший и овчинное производство, находился до установления в стране Советской власти.
В 1917 году вскоре после Октябрьской революции 16 кустарей объединились в артель «Квадрат». Решением советских органов с 9 августа 1919 года овчинно-шубный завод «Квадрат» стал государственным предприятием.
По архивным данным, после изгнания колчаковцев здесь трудилось 30 человек, а спустя два года, т.е. в 1921 году, было уже 97 рабочих. Механизации никакой не было, все работы по обработке, выделке овчин и пошиву одежды выполнялись вручную. Производственные площади состояли из деревянных бревенчатых зданий, в которых располагались квасильный, чищальный, сушильный и другие цеха, раскройная и пошивочная мастерские.
В 1922 году создано объединение кожевенных предприятий «Кожмехзавод», в состав которого был включен «Квадрат».
1924 год может считаться годом рождения овчинно-шубного производства, а значит, и рождением фабрики. В этот год на базе складов бывшего кожевенного завода Собенникова был построен новый овчинно-шубный завод, а потом и овчинно-меховая фабрика.
Жилой каменный дом по улице Большая Заречная, 65 был переоборудован под пошивочную мастерскую. После августа 1924 года в цехах начали появляться машины и механизмы. Были они несовершенны, но и они значительно облегчали, улучшали условия труда.
С 1925 года на заводе вводится отделка мездры на станках конструкции Безлепкина, ручная отминка овчины переводится на барабаны, сушка овчин производится от печей и т.д. В 1927 году появляется новая котельная. Сушка переводится на паровое отопление, от него же получают тепло для разварки и подогрева растворов.
К концу первой пятилетки овчинно-шубное производство в Тюмени, по сравнению с дореволюционным временем, значительно выросло. В этот период завод становится заметным в области и РСФСР предприятием. Свои изделия завод экспонирует в Свердловске на областной Уральской партийной конференции.
В 1935 году Тюменскому овчинно-шубному заводу присваивается имя Сергея Мироновича Кирова.
В первые годы войны на производство пошли подростки и женщины. Цеха завода в те дни напоминали боевые позиции. Шла напряженная работа без скидок на молодость или пожилой возраст. Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» – был в душе у каждого.
Письма и призывы фронтовиков, призывы партии и верховного командования находили отклик в сердцах рабочих и превращались в конкретные дела и вещи: полушубки, меховые пиджаки, теплые рукавицы и другие изделия.
Секретарь заводской партийной организации и начальник цеха сообщал, что в июле-августе 1941 года на заводе большинство рабочих давало по две-три нормы в смену. Они не только перевыполняли нормы, но и экономно расходовали сырье. Так в 1941 году овчинно-шубный завод был в числе лучших передовых предприятий города, чья продукция целиком шла в действующую армию.
В конце осени 1941 года в Тюмень прибыл эвакуированный из города Кунцево Московской области кожевенный завод им. Серегина. Ему отвели часть территории и построек овчинно-шубного завода площадью около 28 тыс. кв. метров. Ряд зданий находилось в общем пользовании. Электроэнергию оба предприятия получали от трех источников: городской электростанции, фанерокомбината и своих установок.
Самым трудным из военных лет для завода был 1942 год. Сказывалась нехватка сырья и отсутствие электроснабжения. Собственного паросилового хозяйства не было.
Во второй половине 1942 года завод начинает выпускать из отходов и малоценного сырья меховые жилеты, меховые чулки, варежки, приклады к шапкам и даже хозяйственное мыло. На боевые самолеты тюменской эскадрильи коллектив завода внес 36 тысяч рублей.
Списки тружеников тыла.
Библиографический указатель по истории предприятия в годы Великой Отечественной войны.
К концу войны объемы производства возросли. Завод выдавал военные бекеши, полушубки, гражданские бекеши, меховые рукавицы и около десятка изделий ширпотреба.
Плановые задания из месяца в месяц перевыполнялись. Уже после Победы на Германией овчинно-шубному заводу присуждают первое место среди предприятий легкой промышленности области и вручают переходящее Красное Знамя.
В начале 1946 года произошло объединение двух родственных, рядом работавших предприятий: кожевенного завода им. Серегина и Тюменского овчинно-шубного. Вернее, состоялось присоединение кожзавода к овчинно-шубному, передача ему цехов, оборудования и работавшего персонала.
С конца 1947 – начала 1948 года завод начал выпускать овчину с пленочным покрытием, шить гражданские пиджаки. Спрос был велик. До 1972 года Тюменская овчинно-меховая фабрика была единственной в Советском Союзе по выпуску пленочной овчины.
В 1951 году внедрено производство меховой овчины особой обработки – под котика и выдру трафаретного крашения. Выпуск этой овчины начался со второй половины 50-х годов.
В 60-е годы впервые был освоен выпуск овчин верхового крашения под мех куницы. Начался пошив спортивных курток из меховой овчины и полупальто, крытых хлопчатобумажной тканью с водоотталкивающей пропиткой. В эти годы, на Всесоюзных художественных советах, семь изделий фабрики получили оценку мировых стандартов и семь других – высшую оценку, стандартов страны.
В середине 70-х на фабрике трудилось 839 человек. В 1975 году предприятие впервые представило образцы своих работ для аттестации, которую проводила Государственная комиссия. Двум из них, женскому шубному пальто и мужскому полупальто, присвоен Государственный «Знак качества».
В 1980-х годах коллектив фабрики увеличивал выпуск ряда готовых изделий. Больше плана стали производить крытых полупальто и полушубков, воротников, детских и женских пальто.
В 1984 году фабрика отметила свое 60-летие. В год своего шестидесятилетия фабрика имела свой жилой фонд, где проживали рабочие и служащие. В распоряжении работников были детский сад, медицинский пункт, фабричный клуб с библиотекой.
В начале 90-х постоянно не хватало оборотных средств на закупку сырья, начали разлаживаться связи с поставщиками, сельскому хозяйству невыгодно стало заниматься овцеводством, возникли проблемы с сырьем.
В 1998 году предприятие оказалось на грани банкротства, справиться с которым помогла областная администрация. Фабрика получила целевой кредит, что и спасло положение. В то время фабрика продолжала выживать за счет заказов с севера. Почти 90 % от объемов всего производства – заказы нефтяников и газовиков.
В 2001 году овчинно-меховая фабрика снова оказалась на финальной стадии банкротства. Областной администрацией были выделены инвестиции на модернизацию производства и продвижение продукции в северных округах Тюменского региона. И уже к 2005 году фабрика оправдала ожидания.
Коллективу предприятия удалось поставить на новый уровень исконное направление деятельности фабрики – производство спецодежды для Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса. В списке заказчиков предприятия – такие именитые компании, как «Газпром», «ТНК-ВР», «Трансгаз», «Российские железные дороги».
Фабрика разрабатывала варианты моделей новой формы для специалистов топливно-энергетического комплекса, которая изготавливалась из специального материала с водо- и нефтеотталкивающим эффектом – по типу подводного снаряжения.
Руководство фабрики решило выйти на массовый потребительский рынок. Были установлены новое импортное скорняжное оборудование и линия по обработке сырья. Этому предшествовала масштабная реконструкция скорняжно-пошивочного производства и сырийно-красильного цеха. Техническое перевооружение позволило использовать в обработке кожи и меха такие инновационные технологии, как эпиляция по волосу, перфорация по коже, квазилазерная обработка, бесцветное крашение меха, аппликация, мелирование и др.
В 2008 году, пережив сложные экономические испытания, фабрика закрылась.