Тюменская домовая роспись

Тюменская домовая роспись

Декоративная роспись русской крестьянской избы известна как «дом крашеный со цвяточком». Наибольшее распространение этот вид зафиксирован на обширной территории от Вятки до Тюмени. Расцвет ее пришелся на середину XIX – начало XX века.

Историческая справка

В XVII веке строительство и живопись считались распространенными ремеслами на территории Тобольской губернии. Преимущественно мастера этих профессий занимались украшением храмов. Бытовую утварь, как правило, расписывали иконописцы. Такая роспись украшала дома и предметы зажиточной части населения.

В начале XVIII века с распространением торговли рукодельными товарами, сформировались местные деревообрабатывающие промыслы. Отдельные деревни Тюменского уезда специализировались на изготовлении определенных видов изделий. В Пискулино делали колеса, в Сажино – розвальни и сани. Для домовых поделок использовали сосну и березу.

В Тюмени распространенным ремеслом считалось кармацкое красильное дело. Мастеров знали как «кармаков», «кармацких петушников», «тюменских красильщиков». Они жили недалеко от города. Ареал бытования росписи по дереву сформировался в Сибирском Зауралье по реке Кармак, в поселениях Тюменского уезда Тобольской губернии.

До 1919 года местные мастера-красильщики жили в Тюмени, деревнях Верховино, Рябова, Гилево, Мальцева, Зырянское, Мостовщиков, Брюханова, Кокшарово, Кармак и селах Кармацкое, Успенское, Каменка.

Существует предположение, что обычай расписывать жилища ввели тюменские красильщики. К концу XVIII века Тюмень становится крупным художественным и ремесленным центром. К середине XIX века расписные мебель и утварь уже украшали жилища горожан и дополняли красочный интерьер крестьянских домов.

Создавались артели, которые специализировались на изготовлении предметов. В селе Сазоново делали дуги черные, лаковые с росписью, в Успенке – мебель с росписью, в деревне Молчанова – сани.

Традиционный для русского народного искусства мотив цветущего дерева, «древа жизни», по-разному воплощался в урало-сибирских росписях. Варианты этого образа зафиксированы на расписных прялках. Мастера пользовались местными минеральными и растительными красителями. Русская свободно-кистевая живописная маховая роспись выполнялась масляными красками по дереву с использованием приема двойного мазка.

Расцвет кармацкого промысла пришелся на конец XIX – начало XX века. Работы этого периода отличаются высоким профессиональным уровнем. Со временем привносимые традиции претерпевали изменения. Росписи отдельных районов приобретали собственное выражение в колорите и композициях.

С 1919 по 1940 годы на территории Тюменской области мастера проживали в Тюмени, в селах Успенка и Зырянка. С 2000-х годов – в Тюмени и деревне Насекина.

Особенность тюменской росписи в том, что на кисть одновременно берутся две краски: на «пяточку» темная, на «носик» – светлая. Делается «растяжка» – краски смешиваются на палитре так, чтобы цвета плавно переходили друг в друга. Научиться этому старинному промыслу можно в «Доме Буркова». Все, что необходимо для изучения тюменской росписи – плоская косая кисть и масляные краски двух контрастных цветов.

Основные мотивы – обилие ярких, красочных розеток-цветов, листьев, бутонов, фруктов, встречаются также изображения животных. В исполнении прослеживаются простейшие элементы кистевой росписи: ягодка, шиповинка, запятая, капелька, тычок, листик.

Коллекция предметов с тюменской (кармацкой) росписью по дереву хранится в фондах Музейного комплекса имени И. Я. Словцова. Она включает: прялки – около 200 штук, шкаф, наличники, сундук, колыбельку, туесок. Выразительные образцы и целые интерьеры изб, расписанные тюменскими  красильщиками, представлены в экспозициях Нижне-Синячихинского государственного музея-заповедника деревянного зодчества и народного искусства. В 2019 году в деревне Насекина открыли частный музей истории крестьянского быта. Там работает постоянная выставочная экспозиция «Тюменский цвяточек».

Изделия с тюменской домовой росписью представлены в фондах:

  • Музея отеля «Восток»

  • Бердюжского историко-краеведческого музея

  • Исетского народного краеведческого музея им. А. Л. Емельянова

  • Успенского краеведческого музея им. Г. Я. Сотникова

  • Ялуторовского музейного комплекса

  • Мастерской Веры Быковой в Тюмени

В 2022 году технику тюменской (кармацкой) росписи по дереву старожилов Тюменской области включили в региональный реестр объектов нематериального культурного наследия.

Текст:

Техника тюменской (кармацкой) росписи по дереву старожилов Тюменской области // Тюменская область : официальный портал органов государственной власти. – URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/society/culture/object_nOIKN/more.htm?id=3@object_nOIKN (дата обращения: 11.05.2023).

Тюменская домовая роспись: технология народных художественных промыслов / Тюменский государственный институт искусств и культуры ; под ред. В. А. Барадулина. – Тюмень : РИЦ ТГИИК, 2006. – 111 с.

   11 мая 2023
  1154
 Назад
©  2017-2019 Город-Т
Муниципальное автономное учреждение культуры города Тюмени «Централизованная городская библиотечная система». 6+

ПоискКарта сайтаПолитика конфиденциальности

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт обязательна

Разработка « ИнфоСистем»
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru