Борьба – один из важных компонентов состязательно-прикладной культуры русских Урала и Сибири, особенно Тюменской области.
Борьба на опоясках – состязание, в котором соперники пересиливали один другого с помощью обоюдного захвата за опояску, рывков, бросков с падением, и – перекатов, удержаний, в борьбе лежа. Опояска – длинный пояс, который надевали через плечо, скручивали на боку, оборачивали вокруг талии. Она обеспечивала уверенный захват, формировала технику и узнаваемый стиль борьбы. Борцы брались за лямку в районе плеча, и за скрутку на боку.
Полное описание объекта:
К событиям готовились все, в том числе охрана порядка и – организаторы – ярмарочные комитеты, купцы, зажиточные крестьяне, председатель колхоза, партработники. Организаторы заранее определялись с судьями, помощниками, призами. Зная дату праздника группы соперников, заранее готовилась к схваткам. За неделю до событий, борцы собирались вечерами и проводили учебные состязания, обменивались опытом.
События начинались с общего сбора жителей и гостей деревни на известном всем месте. Состязания начинали маленькие дети трёх-пяти лет, чаще без опояски – они полагались только взрослым. Постепенно их сменяли более взрослые, потом – подростки, юноши, молодые мужики, отцы семейств, деды. Основное соперничество шло среди молодых и сильных, боровшихся на победителя, без весовых категорий.
Случались поединки мужчин с женщинами – мощными мужеподобными, или ловкими женственными.
Борьба на опоясках начиналась с вызова на поединок, потом шло проговаривание обоюдных условий и договорённостей по общим правилам, допустимым отступлениям от них, или дополнительным ограничениям, для снижения травм. Борьба в стойке предварялась проверкой надетой опояски и захвата. Борьба начиналась по условному сигналу, жесту, или в их сочетании.
Опояску надевали через правое или левое плечо, чаще всего одинаково – симметрично. Действия руками ограничивались захватом за опояску. Захват за скрутку на боку в стойке, был постоянный и неподвижный, за лямку на плече – подвижный и непостоянный. Соперники просовывали большой палец руки под лямку, и регулировали её натяжение поворотом кулака, или просовывали четыре пальцы под опояску, прижимая лямку сверху большим пальцем. По ней можно было скользить, опускать руку на уровень груди, или заводить за спину.
Поединок начинался с атакующего выпрямленного положения корпуса на прямых ногах, расставленных на ширину плеч, или – с защитной стойки с наклонённым корпусом, широко расставленными ногами и отведённым назад тазом. Схватка начиналась на расстоянии выпрямленных рук, а затем шла в сочетание с согнутыми – поджатыми руками, или взаимным плотным обхватом, когда борцы прижимались туловищем один к другому. Соперничество шло стоя, на коленях, в глубоком приседе, сидя, лёжа.
Одним из основных передвижений были переставные шаги и вращения по малому, среднему, и большому амплитудному кругу. Изменение направления вертикального вращения позволяла перехватившему инициативу борцу, выйти на бросок, используя инерцию движения. В борьбе применялись обманные и отвлекающие действия (покачивания, толчки, ущемления), для перехода к основным приёмам – броскам и сваливанию руками.
Покачивание – действие для отвлечения соперника, и освобождения от давления весом ноги, на которую предполагается выполнить приём. Ущемления – локальные болевые воздействия на мягкие ткани. Толчки – импульсные движения руками, головой, бедром, корпусом. Обманные движения – любые резкие ложные действия: шаги, повороты, рывки, атаки. Рывки – резкое или тянущее скручивающее сваливание в стороны, и под себя. Броски – приёмы с отрывом ног соперника от земли, за счёт использованием своего корпуса и ног. Сваливания (полуброски) – действия без отрыва ног от земли.
Соперничество шло в положении стоя, с колен, в глубоком приседе, сидя, лёжа. Часто броски выполнялись с одновременным падением обоих. Одним из основных передвижений были переставные шаги и вращения по малому, среднему и большому кругу, и перекаты в положения лёжа.
После падения, если было возможно, разрешалось отпускаться от опояски, допускались произвольные перехваты руками, перекаты, перевороты, иногда болевые скручиванием и перегибом в суставе, чтобы перевернуть соперника на спину, и выполнить удержание. Удержание – это приём, с помощью которого борец в течение определённого времени вынуждал противника лежать на спине, прижимая его сверху.
В борьбе учитывалось разделение по возрасту, и не учитывались весовые категории, поэтому разница в весе могла быть значительной.
В массовом состязании партия на партию – выявляли общего победителя. Проигравший соперник уходил, выигравший – оставался в кругу бороться со следующим, из партии противников. Соперничество шло до тех пор, пока не оставался последний борец, на которого уже никто не выходил.
В паре борьба шла от одного, до двух побед, при равном счёте, боролись до третьей решающей.
Победное завершение определялась разными способами:
-
первым касанием опоры любой частью тела, кроме стоп;
-
касанием спиной опорной поверхности;
-
удержанием на лопатках от нескольких секунд, до минуты и более;
-
удержанием под собой в любом положении, по принципу выше;
Кто отпускал захват от опояски, считался проигравшим. В общем состязании правила были одни для всех, в частных парных – по уговору.
Проигравшая сторона накрывала стол победителям. Общего победителя чествовали словами, подарками, угощениями, возили по деревне, и торжественно провожали, а после – во всём оказывали почёт и уважение. За жизнью выдающихся борцов следили, слагали истории и легенды, передавали из уст в уста.
Традиционные правила имели гибкие границы, и менялись под влиянием обстоятельств, по предварительной договорённости.
Случались варианты, когда опояску под левшу надевали ассиметрично – у одного через правое плечо, у другого – через левое, так, что руки соперников сверху соприкасались и перекрещивались. Были и другие варианты. Появлялись приёмы захвата локтя локтем.
В борьбе одного против двух стоявших спереди и сзади, на борца в центре надевали крестом две опоясками, или одну накрест закидывая её за шею. Безрукие борцы боролись одной рукой, делая захват за лямку или за скрутку, соперник мог бороться, как договорятся, ребёнок держал опояску двумя руками, взрослый – одной.
Кроме того борцы могли договориться не делать подсечек, или зацепов, при наличии не подходящей обуви, или не делать амплитудных бросков с прогибом. По уговору в паре одни боролись только до падения, другие до пяти и более бросков или удержаний, или бороться до третьего бессмысленного реваншистского раза при очевидном поражении. Во время борьбы на удержания договаривались до прижатия одной, двух или четырёх лопаток – то есть таза и спины. Встречались индивидуальные условия – придуманные на ходу – до броска в нарисованный круг, или из круга, через невысокое ограждение, и прочие. Соперники заранее могли обсудить допустимость перехватываться руками, например, просовывая руку под руку соперника, или брать за узел у пояса на боку.
Правила корректировались временем, местом, количеством участников, возрастом, способностями, и прочим
Техника изобиловала важными нюансами. Узкая опояска давала больше возможностей для выполнения ущемлений, а тянущаяся – для толчков. Смещение опояски скруткой на живот или на спину – новые варианты выхода на броски. Если руки борцов уставали, они на короткое время разжимали кулаки, натягивая опояску большими пальцами, скользили по натянутой опояске ладонью, пальцами, запястьем, переменяя на спине захват, возвращая на плечо разжатую ладонь удерживая её сгибом руки. В войлочной обуви и шерстяных носках нога была лучше защищена, на босую ногу появлялась больше подвижности, смелее атаки. Борьба имела множество тонкостей, которые все невозможно описать.
История выявления и фиксации:
Первые сообщения об объекте относятся к первой половине ХIХ века. Тюменский купец Н. М. Чукмалдин отмечал эту игру в свои детские годы в д. Кулаково, и как праздничную борьбу под опояски в соседней деревне Каменка. Его воспоминания приходятся на 1830-60-е годы. Экспедиции в эти деревни, подтвердили наши догадки. В 1860 году историк Н. А. Абрамов упоминает борьбу на празднование Святой Троицы в слободе Царево Городище (Курган) на берегу реки Тобол. А в рукописи 1865 года шадринский купец Е. Горшенев оставляет первое подробное описание борьбы, надевания опояски, названия приёмов.
Захват ворота и нижнего края одежды без опояски представлен на карикатуре художника И. А. Калганова 1877 года, который изобразил дерущихся членов тюменского либерально-демократического кружка. Этнографические материалы показали, подобный захват был присущ тем, кто имел навык захвата за опояску.
Первое изображения человека в надетой опояске, с указанием мест захвата, появляется на страницах рукописи 1891 года краеведа Ф. К. Зобнина, в издание 1894 года вошло только описание борьбы без рисунка. Через год, в 1895 году появляется первый фотоснимок, сделанный курганским фотографом А. И. Кочешева. Он запечатлел в массовую борьбу, с несколькими парами, где у одного из соперников была надета опояска, с характерной скруткой на боку. Борьба проходила на праздник Святой Троицы на берегу реки Тобол у Царёвых курганов, в том месте, где борьбу ранее фиксировал Н. А. Абрамов.
Первые экспедиционные сообщение об объекте появляется только в 1990-е годы. Омский этнограф В. В. Реммлер в отчётах отмечал его бытование в деревнях Ялуторовского района Тюменской области среди двоедан и мирских. Борьба на лямках или полотенцах проходила в Хохлово (Святая Троица), Петелино (Старый Новый год, Петров день), Кавдык (Михайлов День), Мыс (Петров день), Криволукское (Введеньё).
Очень подробная информация этих лет об объекте содержится в отчётах студента С. С. Сметовского – участника этнографических экспедиций ТюмГУ в Исетский район Тюменской области. А следом за ним сообщение от А. Потрепалова, который записал воспоминание от своего деда, бывшего жителя деревни Широкова Ялуторовского района, указал принадлежность борцов – староверы, название борьбы – руськая, способ надевания опояски и особенности захвата. Последние два сообщения подчеркнули отличие данного вида борьбы от всех остальных видов ранее зафиксированных у великороссов.
В 1999 году в исследования Б. В. Горбунова появляется сообщение о борьбе на опоясках в Шатровском районе Курганской области и в Томском районе Томской области.
Есть веские основания, полагать, что о такой борьбе, сообщал Н. В. Калугин в своих воспоминаниях о Тюмени рубежа XIX-XX века, и П. Т. Ермолин в жизнеописании липчинских деревень Слобода-Туринского района Свердловской области, что на границе с нашей областью.
Борьбу на опоясках на юге Тюменской области фиксировал в экспедициях библиотечного центра ТюмГУ исследователь А. В. Суэтин. Позже о борьбе с повязанной от плеча наискосок и вокруг корпуса опояской в Приисетье сообщил историк спорта М.Г. Такунцев. В подтверждения ему, воспоминания этнографа и фольклориста Л. А. Саверского, отмечавшего борьбу на опоясках в 1970-80-е годы в Шатровском и Кетовском районе Курганской области, где он выступил невольным организатором событий. Борьба велась за купленный им в качестве приза – мешок гороха, участники шли по деревне, и останавливаясь для борьбы на каждом перекрёстке.
В 2009 году информация об объекте включена в этноидеографический словарь Среднего Урала.
С 2001-2018 годов А. В. Александровым проводились исследования состязательно-прикладной культуры русских Среднего Зауралья. Основная работа по сбору совпала с работой в ИПОС СО РАН, под руководством д.и.н. А. Н. Багашёва и к.и.н. Н. А. Лискевич. Собранные этнографические материалы показали – борьба на опояска, была массовой до середины ХХ века, и далее, пошла на убывание, неравномерно, исчезая в течение одного-трёх десятилетий.