«По знакомым местам ходил, где детство прошло. Дома, улочки интересные искал, связанные с детством, ощущения знакомые», - вспоминает художник.Картины тех лет «портретны» и узнаваемы. Созданию каждого пейзажа предшествовала работа на натуре: тщательно выбирался понравившийся и наиболее характерный мотив, делался подробный рисунок, который уже в мастерской слегка перекомпоновывался, дорабатывался и ложился в основу будущей картины.
С начала 80-х годов Юрий Юдин начинает работать над графической серией «Старая Тюмень». Город детства оживает в его монотипиях. В них Тюмень предстает в разных ликах – город как воспоминание, мечта, сон, сказка... Она как бы дает художнику повод для размышлений на сложные философские темы человеческого бытия: добра и зла, жизни и смерти, молодости и старости…Ассоциативность, метафоричность отличают эти работы. Цвет, линия, пятно, силуэт, фактура – весь спектр изобразительных средств Юдин использует, чтобы заполнить условное пространство листа.
Ангелы-хранители, горящие и не сгорающие деревья, летающие дома, светящиеся лики старцев, детское лицо… – эти знаки, как навязчивые видения, грезы наяву, присутствуют во многих его графических листах.
Спустя годы Ю. Юдин вновь вернулся к живописи. С начала 2000-х, из года в год, он с неизменным постоянством пишет город. В любое время года его можно встретить на тихих, живописных улочках зареченской слободы или городищенского лога: Заозерной, Береговой, Большой Зареченской, Щербакова, Орловской, Герцена, Тургенева, Семакова… Бережно и с любовью художник пишет деревянные домики, выступающие на улицу из-за дощатых, посеребренных временем заборов и палисадников. Художник изображает их то утопающими в пене цветущих яблонь, черемухи и сирени; то освещенных солнцем, среди буйных зарослей трав и зеленой листвы вековых деревьев; то в пасмурный ветреный день на фоне серебристо-серых грозовых облаков… Тонкое тщательное письмо, сотканное из нежных валеров, лессировок, определяет живописные особенности этих пейзажей.
Изменился и сам творческий метод работы художника над «пейзажными этюдами», которые он теперь пишет от начала до конца на пленэре. «Этюд пишу быстро, с большим напряжением и максимальным вниманием – от получаса до двух часов. Сама природа подгоняет, ведь все меняется, глядишь, а через час и небо иного цвета стало, и тени перебежали на другое место». В мастерской художник, как правило, лишь слегка их дорабатывает. По форме и духу они напоминают лирический дневник, в котором можно найти свидетельства того, что он любит, что заставило его взяться за кисть.
По работам Юрия Юдина можно долго зрительно «путешествовать», не уставая, открывая все новые подробности.
Подробнее