Расположен по адресу: Тюмень, ул. Первомайская, 11.
Дата создания: начало XX века.
Историческая справка:
Комплекс квартальной застройки из двух зданий различной типологии и стилистической окраски характеризует застройку Тюмени конца ХIХ начала ХХ вв., создает своеобразный и колоритный участок городской среды. Представляет ценность, как редкий для Тюмени тип зданий с выразительной пластикой фасада, отражающий своеобразие провинциальной трактовки эстетики модерна.
Здание построено по проекту К. П. Чакина, формировалось путем объединения двух близких по времени торговых построек в единый корпус. В нем размещались магазины тюменских купцов Н. Л. Панкратьева, И. Г. Стахеева и Московский магазин. Позже помещения были отданы под первую в Тюмени государственную типографию (позже Дом печати).
В 2000-х администрация города приняла решение о реставрации здания. Фасад закрыли баннером. Восстановительные работы длились несколько лет. В 2020 году тюменцы увидели обновленные торговые ряды. В настоящее время помещения занимают багетная мастерская, магазины, кофейня и другие организации.
Описание:
Северо-восточное крыло, меньшее по размерам, построено в «кирпичном стиле». Его план секционного типа нашел выражение в структуре первого этажа, который образован ритмическим повторением одной секции с дверями по оси и крупными окнами по бокам. Проемы имели навесные металлические ставни (в XX веке двери превратили в она). Верхний этаж первоначально был прорезан маленькими окнами; позднее их увеличили по высоте до уровня междуэтажного карниза. В декоративном убранстве здания использованы ленточный руст, рустованные угловые пилястры, надоконные и межоконные наличники, фигурные углубления.
Юго-восточный корпус несет в себе черты позднего модерна. В облике фасада главную роль играет ритмическое повторение единого шага выступающих над карнизом пилястр, крупных широких окон – прямоугольных на первом этаже и с мягким закруглением верхней фрамуги во втором. Сдержанный характер архитектуры смягчен применением накладного литейно-орнаментального декора на пилястрах, тонких графичных рамок под окнами, подкарнизного пояса из «сухариков» и венчающих форм в виде двух фигурных аттиков мягкого криволинейного очертания. Плоскость аттиков украшена стилизованным изображением процветшей ветки.