Расположен по адресу: Тюмень, ул. Коммунистическая, 10.
Дата создания: 1708 – 1715 гг.
Историческая справка
Свято-Троицкий собор – первый из каменных храмов Троицкого мужского монастыря.
К началу XVIII века Спасо-Преображенский монастырь был в ветхом состоянии. Особо возлюбив эту обитель, митрополит Филофей Лещинский решил привести ее в благоустройство и великолепие.
На сооружение собора указом Петра было отпущено кровельное железо и одна тысяча рублей из тобольских доходов. Строительство велось под руководством тобольского мастера каменных дел Матвея Максимова и при участии самого Лещинского.
Уже в процессе завершения храма к его основному объёму с северной стороны пристроено двухэтажное здание приделов, оконченное в 1717 году. По замыслу основателя собор должен был иметь пять престолов: главный – Троицкий, в нижнем приделе – Успения Богородицы Печерской, третий, наверху – Преображенский, четвёртый и пятый – на хорах, в честь великомучеников Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Для создания пяти иконостасов и написания икон Филофей привлекал киевских мастеров. Впоследствии в названии и расположении престолов произошли изменения, но центральная часть – Троицкая церковь – осталась такой, какой её задумал Филофей.
По завещанию Лещинский был похоронен у западных дверей собора, что впоследствии обусловило особую популярность обители.
В 1850-х годах, после ремонта храма, художником Винокуровым были сделаны росписи внутренних стен. Живописные работы по оформлению интерьера продолжались и в 1860-1861 гг. старанием купца С. М. Трусова, который привлекал екатеринбургского инженера-технолога П. С. Голышева. Позднее, в 1880-е гг., появились росписи в киотах экстерьера. В конце XIX века перед западным фасадом, над могилой Филофея Лещинского, была устроена деревянная паперть.
Двухэтажный, пятиглавый Троицкий собор стал настоящей жемчужиной обители. Внутри храм был украшен великолепными иконостасами, блистающими позолотой и яркостью красок, в живописном стиле. Внутреннее убранство собора поражало своей красотой: храм был очень светлым, что в основном, не свойственно древним храмам, обычно погруженным в полный мрак.
Свято-Троицкий собор был закрыт большевиками 11 августа 1923 года. Несмотря на происходящие в стенах обители перемены, бывшие прихожане Свято-Троицкого монастыря не теряли надежды на возобновление в нем богослужений. В 1925 году они образовали общину Свято-Троицкого соборного храма, названную Свято-Троицким Затюменским религиозным обществом, состоящим из 257 человек, и утвердили устав, зарегистрированный в окружном административном отделе.
На заявления уполномоченных общины о проведении богослужения в Троицком соборе и о передачи ее в пользование предметов церковной утвари, последовал отказ краевого административного отдела.
После 1927 года новых попыток восстановить молитвенную жизнь в обители не предпринималось.
На заседании Священного Синода 22 февраля 1995 года было принято решение о возрождении Свято-Троицкого монастыря. 10 декабря 1996 года Троицкий собор был передан Тобольско-Тюменской епархии.
Первое богослужение в Успенском приделе Троицкого собора было совершено 28 августа 2001 года. С этого дня в приделе стали совершаться регулярные богослужения.
За свою историю Троицкий собор подвергался неоднократным ремонтам. Однако самые значительные перемены в его внешнем облике произошли в 2005 году, когда старые потемневшие от времени железные купольные покрытия были заменены на имитирующий позолоту современный материал – нитритиан.
Описание
В композиции величественного собора сказалась древняя традиция кубического четырёхстолпного пятиглавого храма. Однако необычная грушевидная форма глав и их расстановка по странам света воспроизводят типично украинские барочные венчания, что составляет главную особенность внешнего облика собора.
В традициях древнерусской архитектуры объём собора подчёркнуто монолитен и тяжёл. На статичность куба влияет и отсутствие членений, свойственных структуре четырёхстолпного храма. Древнерусскими и барочными чертами отмечен и декор фасадов. Фигурные наличники по старой традиции на каждой стене имеют различный рисунок.
В интерьере собора сохранились крупные фрагменты живописи середины XIX века, выполненные большей частью в академической манере. Картины на темы Ветхого и Нового заветов, образы святых помещаются на стенах и столпах.