Барельеф «Тюмень – победителям»

Барельеф «Тюмень – победителям»

Расположен по адресу: Историческая площадь.

Название: Барельеф «Тюмень – победителям».

Дата создания: 8 мая 2015 года.

Материал: бронза.

Авторы: С. Титлинов, А. Медведев, С. Савин.

Описание: 

Барельеф, размером 72 кв. м. Выполнен из бронзы с использованием специальных технологий, которые не позволят материалу стареть и зеленеть.

Композиция отражает основные моменты Великой Отечественной войны: нападение фашистов, Курскую битву, Сталинградскую битву, Ленинградскую блокаду, тружеников тыла, а также парад Победы 1945 года на Красной площади.

Историческая справка: 

Накануне дня Победы, 8 мая 2015 года, на исторической площади областной столицы открыли обновленный Мемориал погибшим воинам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Главным его украшением стал новый бронзовый барельеф.

Предыдущий барельеф был открыт в 1968 году, в тот же день, когда на исторической площади зажгли Вечный огонь. Прошло 47 лет, барельеф стал разрушаться, и было принято решение выполнить его из новых, более долговечных материалов.

Как и 47 лет назад, одновременно с презентацией нового барельефа, был зажжен Вечный огонь. 6 мая в Москве прошла официальная церемония передачи символа Победы регионам страны. В нем приняла участие и делегация от Тюменской области во главе с Александром Моором. 8 мая Вечный огонь в специальной капсуле доставили на историческую площадь областного центра и зажгли тюменский символ Победы.

Содержание барельефа

Нашествие врага

Рельеф начинается с нашествия врага. Оно показано в виде жестких массивных стрел, как на немецких военных картах при планировании нападения на нашу страну. Образ нашествия усиливается танковыми колоннами и армадами бомбардировщиков. Внутри стрел–шеренги солдат с растопыренными локтями и зловеще блестящими на затылках касками.

Мы, авторы, убеждены, что учиненные захватчиками зверства на территории нашей страны не позволяют относить их к категории людей. У захватчиков вообще нет лиц, в лучшем случае затылки.

У каждого человека некоторые животные или насекомые вызывают одновременно чувство брезгливости, мерзости и страха. Присмотритесь. Не напоминают ли эти изображения таких животных и насекомых?

Нападение врага на нашу страну было вероломным и стремительным. Стрелы нашествия прорывают на подступах к Москве линии обороны нашей армии. Смертельная опасность нависла над столицей нашей Родины.

Навстречу стрелам во весь рост поднялся солдат, призывая за собой своих товарищей. Своим телом он прикрывает Москву. Его порыв защитить Москву является олицетворением слов политрука Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!».

За солдатом–непреступная линия обороны Москвы, преодолеть которую враг так и не смог. Слова из песни «Священная война» «Вставай, страна огромная. Вставай, на смертный бой…», словно противотанковые надолбы, поднялись навстречу врагу. Они – часть непреступной границы.

За линией-границей Москва, в которой 7 ноября 1941 года проходит знаковое для всей нашей страны и всего мира событие – воинский парад на Красной площади. Парад стал символом того, что Москва не сдается и продолжает борьбу. Батальоны проходят по Красной площади.

Далекие очертания храма Василия Блаженного, глубокая перспектива пространства Красной площади и спираль батальонов, вкручивающихся в это пространство, создают настроение уходящих в бессмертную вечность защитников Москвы.

Под батальонами в московскую землю вплавлена винтовка, найденная в Московской области на месте ноябрьских боев 1941 года.

В самые тяжелые дни обороны Москвы было принято решение облететь город на самолете с иконой Божией Матери. Икона над Москвой – ее духовная заступница и защитница.

Справа от батальонов стоит женщина, подняв руку для материнского благословения. Это простая крестьянка Епистинья Степанова, потерявшая на фронтах войны всех девятерых своих сыновей. Но пока все ее дети еще живы. Она благословляет на ратный подвиг своих детей, идущие по Красной площади батальоны и вставшего во весь рост солдата. Эта женщина – символ Матери, Родины, Родины-Матери.

Блокада Ленинграда

Следующий сюжет посвящен блокаде Ленинграда.

Для всего мира символом мужества, стойкости, духовной силы жителей и защитников Ленинграда, их веры в победу и любви к родному городу является 7-я «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича. Поэтому центральное место в рельефе отведено не военным событиям, а первому исполнению этой симфонии в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года.

Трансляция симфонии из зала филармонии шла на весь Ленинград и линию фронта. Поэтому за Шостаковичем изображены все жители и защитники – знаменитые и никому не известные ленинградцы. Среди них мы можем узнать Д. Лихачева и О. Берггольц, Д. Гранина и В. Инбер, директора Эрмитажа Орбели и художника Филонова, ответственного хранителя коллекции риса Д. Иванова, маленькую девочку Таню Савичеву.

Во время исполнения симфонию слышали осаждавшие Ленинград немецкие войска. Выжившие немецкие солдаты признавались: «Тогда, 9 августа 1942 года, услышав симфонию, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…».

Взгляды жителей и защитников города устремлены на предупреждение «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Но, несмотря на грозящую опасность, ленинградцы продолжают слушать великую музыку.

Ураган войны, ломая привычную панораму Ленинграда, подхватил Исаакиевский собор, Дворцовый мост, Петропавловскую крепость.

Под Дворцовым мостом размещены исписанные детским почерком все девять листов дневника Тани Савичевой. Прочтите эти листы и представьте, как неизбежно, капля за каплей, от холода и голода простую ленинградскую семью покидала жизнь.

Дневник Тани Савичевой – это трагический символ и документальное свидетельство гибели сотен тысяч беззащитных жителей Ленинграда.

Перед листами лежит блокадная пайка хлеба – 125 граммов. Она выполнена в натуральную величину и положена на специальной выносной полочке, чтобы вы, зрители, могли прикоснуться к ней, положить на нее свою ладонь и ужаснуться, насколько мала была эта суточная норма хлеба.

Два последних листа дневника положены под хлеб. Рядом с ними на выступ рельефа в память о погибших мирных жителях Ленинграда всегда можно положить живые цветы.

Но Ленинград не только выживал, но и сражался. Торпедный катер, один из тех, что изготавливали на Тюменском судостроительном заводе №639 и частями переправляли в Ленинград, где производили окончательную достройку, стремительно движется на врага по водам Балтийского моря.

Вверху кольцо-блокаду прорывает легендарная «Дорога жизни» – переправа, проложенная по льду Ладожского озера. Автомобили не только везут хлеб в блокадный Ленинград, но и спасают из города детей. Двое ребятишек, закутанных крест-накрест шалями – символ спасенных из блокады детей, которых приютил тюменский Ялуторовск. За детьми виднеется железнодорожный вокзал Ялуторовска.

Сталинградская битва

Ураган войны продолжает свое вращение. Под Ленинградом мы видим сюжет, посвященный Сталинградской битве.

Слова «За Волгой для нас земли нет», сказанные в критические минуты битвы, поднимаются из волжской земли. Это метафора и страшная правда войны. За Волгу враг так и не прошел. Но за Волгой не было земли и для защитников Сталинграда, они не могли отступить и должны были защитить город, даже ценой собственной жизни.

Вихрь Сталинградской битвы вырывает из земли мельницу Грудинина, швыряет в небо фонтан «Детский хоровод».

В центре Сталинградской битвы изображен один из ее героев, легендарный связист, тюменец Матвей Путилов. Ценой собственной жизни он зубами замкнул концы проводов, обеспечив необходимую телефонную связь. Рядом с Путиловым начертаны слова, взятые из фронтовой газеты: «Сталинградец! Будь стойким, как Матвей Путилов».

Cолдат-победитель

Центральная часть рельефа посвящена солдату-победителю.

Слова из «Минуты молчания», которые никого не могут оставить равнодушными на протяжении вот уже более 40 лет, мы, авторы, взяли как слова-посвящение солдату-победителю.

Кто он, солдат-победитель? Простой парень, по зову сердца ушедший защищать свою Родину. Он прошел всеми дорогами войны, ему посчастливилось остаться в живых и увидеть флаг победы над Рейхстагом. У него нет высоких званий и больших наград. Но именно на его плечи и таких, как он, миллионов незаметных, скромных героев легли все тяготы войны.

Солдат возвращается домой. В его лице и фигуре нет показного пафоса героизма. «Ты не вторгался в чужие пределы. Не искал славы…»  – читаем над его головой. Но разве не такими были наши отцы, деды, прадеды? «Да какие мы герои!» – обычно говорили они. Мы знаем и помним их простыми, скромными, близкими нам людьми. Таким и является солдат-победитель.

Остальной рельеф – это панорама Великой Отечественной войны, те события, битвы, испытания, через которые довелось пройти солдату-победителю.

Битва на Курской дуге

В правой части рельеф продолжается сюжетом «Битва на Курской дуге» и крупнейшим в мировой истории встречным танковым сражением у деревни Прохоровка, ставшим символом всей битвы.

Перед легендарным советским танком Т-34 лежит поверженный немецкий танк. Под танками – пшеничное поле, куда вплавлены орудийные и пулеметные гильзы, найденные на Прохоровском полеи переданные авторам Государственным музеем-заповедником «Прохоровское поле» специально для включения в рельеф. Проросшие сквозь этот некогда убийственный металл колосья пшеницы – великий символ торжества жизни над смертью.

Фундамент победы на Курской дуге был обеспечен работой тыла.

Мальчик-подросток, стоящий на подставке и работающий на станке, – символ многотрудной, тяжелой, далеко не детской работы в тылу.

Этому мальчику 14 лет. Его зовут Борис Степанович Степанов. Именно так, по имени и отчеству, к нему всегда обращался директор тюменского завода №769. Борис Степанов – знаменитый токарь-тысячник и гражданин города Тюмени.

Сверху мы видим танк Т-60. Дети большой Омско-Тюменской области по инициативе 6-летней девочки Ады Зенегиной собрали более 160 тыс. рублей. На эти деньги был построен танк, который назвали «Малютка». Часть письма Ады Зенегиной представлена рядом с танком.

Над курскими полями летит десантный планер. Такие планеры производились на тюменском заводе №241 и ялуторовском заводе№499.

Вихри урагана Великой Отечественной достигли границ Европы

В самом верху рельефа мы видим вход в лагерь смерти Освенцим. В зловещих дымах крематориев прочитываются названия: «Майданек», «Дахау», «Освенцим», «Саласпилс». Страшные лагеря смерти, ставшие нарицательными символами нацизма и его чудовищных преступлений.

Из ворот выходят миллионы истощенных, еще в арестантских робах, но уже освобожденных нашими войсками узников лагерей.

На переднем плане стоят дети – беззащитные жертвы нацистских преступлений и бесчеловечных экспериментов. Они тоже свободны, но по привычке, в испуге быть отправленными «в печь», протягивают своим освободителям тонкие худенькие ручки с наколотыми на них лагерными номерами. Их лица из глубины 1945 года устремлены на зрителей.

Перед детьми на выносной полочке лежит точная копия самодельной куклы из Варшавского гетто. Эта кукла с обрывками колючей проволоки и стоящие перед ней дети с протянутыми ручками – символы растоптанного нацистским сапогом детства, глумления нацистской идеологии над самим понятием «человеческая жизнь». В память о всех детях, невинных жертвах военных преступлений, на эту полку рядом с куклой можно положить детские игрушки.

Взятие Берлина

Следующий сюжет посвящен заключительному событию Великой Отечественной войны – взятию Берлина.

В клубах боя виднеются колоннада, портик и купол Рейхстага.

В центре – простой русский солдат. 22 июня 1941 года он ушел защищать свою Родину. В 45-м он дошел до Берлина, до самого Рейхстага!

В последние мгновения войны пуля попадает солдату в сердце. Его ноги еще продолжают взбегать по ступеням Рейхстага, но левая рука уже разжалась и выпустила автомат. В это последнее мгновение покидающей его жизни он запрокинул голову на восток, к России и сквозь тысячи километров увидел церковку на косогоре, и проселочную дорогу, и свою мать, и будущий парад Победы, и новые прекрасные города. Проследите и вы за его взглядом.

Погибающий солдат – символ жертвенности русского народа, положившего на алтарь победы над нацизмом миллионы жизней.

Развевающееся над Рейхстагом Знамя Победы склонилось над солдатом. Его гибель не была напрасной. Его товарищ пишет на колонне Рейхстага ставшее хрестоматийным «Дошли». Все! Конец войне!

Тюменская линия

Загрузить • mp3 • 27.9 Мб
Барельеф «Тюмень – победителям» Барельеф «Тюмень – победителям» Барельеф «Тюмень – победителям»

В Тюмени открыли обновленный барельеф «Тюмень – Победителям» [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. – Тюмень, 2015. – http://www.tumen.kp.ru/daily/26378/3257604/. – 25.08.2015.

Новый барельеф Великой Отечественной станет местом экскурсий для школьников [Электронный ресурс] // Наш город. – Тюмень, 2015. – http://www.nashgorod.ru/news/news73562.html. – 25.08.2015.

Фото с сайта:

https://t-l.ru/189888.html  

http://www.vsluh.ru/news/society/292885?key=b830dacd15876e0c8b0e7181b19ae874

https://72.ru/forum/theme.php?id=522514&p=2
   25 апреля 2018
  1429
 Назад
©  2017-2019 Город-Т
Муниципальное автономное учреждение культуры города Тюмени «Централизованная городская библиотечная система». 6+

ПоискКарта сайтаПолитика конфиденциальности

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт обязательна

Разработка « ИнфоСистем»
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru