Благовещенский собор

Благовещенский собор

После сильного пожара 1695 года в Тюмени поставили вопрос о переходе на строительство из огнестойких материалов. В конце 1697 года местный воевода Т. В. Раевский получил грамоту Сибирского приказа, в которой ему предписывалось «исподволь» готовиться к каменному строительству! Воевода О. Я. Тухачевский, который сменил Раевского, разработал проект каменного тюменского кремля. Из-за подготовки к Северной войне в Тюмени разрешили постройку только каменных амбаров для казны с церковью над ними.

Здесь «каменному делу» учились тюменские казачьи дети, которых прикрепили к тобольским мастерам. Одновременно шла и заготовка извести для будущей церкви над амбаром.

Подготовка к строительству началась в 1699 году, когда в Тюмень прибыл каменных дел подмастерье Савва Михайлов с тремя каменщиками. Кирпич изготавливали 9 «кирпишников» под руководством тюменского стрельца Савватея Андреева Черепанова. Место для первой каменной постройки выбрал Тухачевский – около самого берега Туры на месте сгоревшей Рождественской церкви. Весной 1700 года заложили фундамент. Каменные амбары построили к концу 1702 года.

Сразу после возведения амбаров началось сооружение церкви. К концу 1703 года были уже возвели своды, а через год оставалось только закончить крышу и колокольню. 31 октября 1704 года в таком незавершенном виде митрополит сибирский Филофей Лещинский освятил церковь во имя Благовещения.

Сохранилась «Отписка воеводы Тухачевского о строении Благовещенской церкви» от 14 июня 1706 года, где говорится, что к этому времени построили паперть, а колокольню довели до первого яруса. Задержку строительства объяснил отсутствием железа. Дефицит этого материала стал ощущаться в России повсеместно из-за Азовских походов Петра I и началом Северной войны.

Строительство завершилось приблизительно в 1708 году. Собор имел пять маковок на главном куполе, колокольню, ризницу, а под фундаментом - казенные амбары. Храм стал духовным центром для прихожан. Уникальный по внешнему и внутреннему убранству Благовещенский собор называли Патриархом белокаменного зодчества, жемчужиной Сибири.

Благовещенская церковь сложена из редкого в XVIII веке в Тюменской области большемерного кирпича 320X160X75 мм. Отличалась красочностью и
пластичностью декора, «наложенного» на гладкие, окрашенные в темно-красный цвет стены. На цветных рисунках церкви 1706 года видно, что кровли большого восьмерика, трапезной и апсиды были покрыты в шахматном порядке черным и белым «кровельным кирпичом», а центральная глава крыта желтой черепицей. Малые – раскрашены в зеленый и красный цвета. Углы четверика храма акцентировались белыми пилястрами. Карниз имел зеленую окраску.

В 1886 году при соборе была открыта женская церковная школа, которая помещалась в наемном доме. В 1897 году в ней обучалось - 38 человек, в 1901 - 36 человек, в 1903 - 41 человек. На 1913 год при храме действовала также и церковно-приходская (смешанная?) школа, помещавшаяся в собственном доме.

В ноябре 1912 года на одном из заседаний Тюменской Городской Управы отмечалось: «В виду же особого значения соборного храма как исторического памятника древней архитектуры, необходимо принять меры к предотвращению его разрушения. Городская Управа считает нужным доложить, что вопрос об укреплении правого берега реки Туры поднимался в Думе несколько раз, но так как работы по этомy укреплению требовали затрат в десятки тысяч рублей, то каждый раз по сему предмету вопрос оставался открытым, и последнее в данном случае таковое постановление Думы было 5/11 мая 1909 г. за № 20. И так как соборо-Благовещенский храм, заложенный к постройке в 1700 году, действительно представляет из себя характерный памятник зодчества периода московских царей, то сохранение его, несомненно, должно составлять предмет забот самого Духовного ведомства».

После революции службы в храме запретили. В 1929 году Благовещенскую церковь передали окружному музею, директором которого назначили Павла Афанасьевича Россомахина, общественного деятеля, художника, историка. 30 апреля 1930 года в храме открылась экспозиция, вывеска которой извещала: «Без Бога – шире дорога». Здесь представили экспонаты по темам «Православие», «Мусульманство», «Сектанство», «Тотемизм». Выставили предметы буддийского, католического, иудейского культов, подобрали материалы о религиях античности, Древнего Востока, Японии, Африки, Новой Зеландии и острова Пасхи. Церковь превратилась в антирелигиозный музей, который завоевал симпатии посетителей интересной экспозицией.

В числе сотрудников музея был бывший священник Страхов. Из докладной записки инспектора по музейно-краеведческой работе Шваненберга: «…пояснения, даваемые посетителям т. Страховым, примитивны, религиозные культы рисуются как нечто отвлеченное, безобидное. Совершенно не подчеркнута роль религии как средства угнетения трудящихся. Нет показа массового отхода трудящихся СССР от религии и роста числа членов Союза воинствующих безбожников».

Антирелигиозный музей существовал недолго. Горсовет отказался его финансировать, здание передали пединституту. В 1932 году городские власти решили и вовсе его снести.

В судьбе храма важную роль сыграли три события, угрожавшие его существованию:

  • первое – в 1889 году, когда после капитального ремонта, осуществленного настоятелем храма священником Александром Филипповым, невежественные реставраторы уничтожили иконы Рождества и Благовещения Богородицы на фронтоне храма и повредили иконостас времен Петра Первого;

  • второе – опасность от оползания берега реки Туры, что неоднократно обсуждали городские власти (Дума и Управа) с 1850 до 1914 года, тогда же велись дебаты о строительстве нового городского соборного храма по улице Царской (ныне Республики), напротив церкви во имя Симеона Богоприимца;

  • третье событие стало решающим в судьбе собора – в ночь с 13 на 14 июня 1932 года вместе с 12 верующими, которые защищали храм, он прекратил свое существование.

История Благовещенского собора на этом не прекратилась. Сохранив архитектуру, но в новом облике и на другом месте в 2009 году Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы распахнул свои двери для прихожан.

Благовещенский собор Благовещенский собор Благовещенский собор Благовещенский собор

Текст:

Жученко, Б. А. Тюмень архитектурная / Б. А. Жученко, С. П. Заварихин . – Свердловск: Сред.-Ураль. Кн. Изд-во, 1984. – 240 с.

Чернышев, Артур Васильевич К истории Благовещенского собора города Тюмени (1700-1932 гг.) [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.ihtus.ru/102005/hram1.shtml . – 25.03.2019.

Фото:

Антирелигиозный музей в Благовещенском соборе. [1929-1932] // Дубовская Е. Дом Пионеров. История Тюменской пионерской организации. Тюмень, 2017.

Руины Благовещенской церкви]. – Изображение (неподвижное ; двухмерное) : электронное // RetroView ofMankinds Habitat :‏ [сайт]. – URL : https://pastvu.com/p/236482 (дата обращения 1.08.2019).


   29 марта 2019
  638
 Назад
©  2017-2019 Город-Т
Муниципальное автономное учреждение культуры города Тюмени «Централизованная городская библиотечная система». 6+

ПоискКарта сайтаПолитика конфиденциальности

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт обязательна

Разработка « ИнфоСистем»
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru