Расположен по адресу: Тюмень, ул. Володарского, 9 / ул. Семакова, 8/9.
Дата создания: конец ХIХ века.
Историческая справка:
В XIX столетии этот дом принадлежал семье тюменских купцов Чираловых. Сергей Степанович Чиралов занимался кожевенным производством. Кожи тюменские славились не только в окрестностях города, но и по всей Сибири. Даже в столице знали про сибирских кожевенников. Завод Сергея Степановича находился на левом берегу реки Туры – в Зареке, а дом – в центре, на перекрёстке улиц Знаменской и Подаруевской (современные Володарского и Семакова).
У купца была жена – Александра Фёдоровна и две дочери – Виринея и Филанида. Дочери учились в женской прогимназии, которая находилась напротив дома. Виринея закончила обучение в 1876 году, Филанида – чуть позже, но из школы так и не ушла. Почти всю свою жизнь купеческая дочь преподавала там рукоделие. Она унаследовала дом отца, а его кожевенное дело унаследовать не смогла. Известный тюменский купец Николай Чукмалдин с печалью писал, что те купеческие фамилии, которые гремели в Тюмени в середине XIX века, практически исчезли к концу столетия. Среди прочих Чукмалдин назвал и фамилию Чираловых. Сыновей у Сергея Степановича не было, семейное дело продолжить было некому. Филанида замуж так и не вышла, а Виринея, после замужества, сменила фамилию.
В декабре 2018 года в доме произошел пожар.
Описание:
Характерный для Тюмени тип купеческого особняка конца ХIХ века, один из лучших в городе по своему архитектурно-художественному значению. Поставленный на каменный цокольный этаж дом имеет лаконичную объемную композицию, широкие уличные фасады в пять и семь оконных осей. Обшивка тёсом создаёт впечатление горизонтального руста и скрывает бревенчатый сруб.
Основной деревянный этаж выделен крупными окнами, обогащёнными формами убранства наличников, завершения которых выполнены в виде пышных арочных корон с ажурной кружевной отсрочкой и замковыми элементами – остролистыми розеттами. Резьба тимпанов здесь несколько измельчена по формам, но необычайно плотная, активная, с резкими угловатыми контурами рисунка, напоминающая объёмный густой ажур. По контрасту с очельями плоскости волютообразных подоконных досок заполнены очень крупным, почти горельефным, сочно вырезанным орнаментом из закрученных листьев. При этом боковые элементы наличников покрыты плоскорельефной орнаментальной резьбой, что подчёркивает пластическое звучание очелья и подоконной части. Облик здания завершают угловые и пристенные пилястры филенчатой отделки и карниз с гладким подшивным фризом. Убранство интерьеров не сохранилось.