В 1906 году Степан, Антон и Виктор Колокольниковы задумали строительство и открытие Частного коммерческого училища. Готовились очень тщательно. Распределили обязанности каждого в подготовке.
Степан занимался поиском архитектора для строительства здания. Подбирал место для нового здания.
Антон просчитывал затраты и доходы, договаривался с кредитным банком, искал поставщиков оборудования для здания, увеличивал материальные доходы Торгового Дома, находя новых оптовых покупателей и открывая новые филиалы. Деньги на строительство требовались колоссальные.
Владимир полностью взял на себя работу вальцевой мельницы на ст. Чумляк, помогал ему Ювеналий.
Борис контролировал работу в Вятке.
Виктор готовился стать директором учебного заведения. Для этого он восстановился в Московском сельскохозяйственном институте, блестяще его окончил, получил звание Ученого агронома. Затем поступил дополнительно в Московский коммерческий институт.
Существует несколько версий относительно атрибуции памятника. По сведениям С. П. Заварихина и Б. А. Жученко, проект, получивший золотую медаль на Парижской выставке, был приобретен у столичного архитектора В. К. Олтаржевского. По мнению Л. А. Типикина авторство проекта принадлежит И. И. Ребергу, но не исключает участие и Олтаржевского.
По версии Надежды Ивановны Ледовской, правнучки Антона Ивановича Колокольникова, над проектом работали Роберт Эрнестович Эрихсон – известный российский инженер-механик и его младший брат – Адольф Эрнестович – известнейший архитектор Москвы и Санкт-Петербурга. К такой версии Надежда Ивановна пришла после изучения тюменских архивных документов, среди которых сохранились акты приемки оборудования и монтажа вентиляционной системы. Работы проводила московская фирма Роберта Эрнестовича Эрихсона. Кроме того, Надежда Ивановна нашла сходство здания бывшего Коммерческого училища Колокольниковых с одним из проектов Адольфа Эрихсона – зданием отеля Советский в Москве по адресу: Ленинградский проспект, 32. Расположение и форма окон и входа в центральной части здания почти идентичны. Элементы фасада и внутренних помещений перекликаются, указывая на работу одного мастера. Братья Эрихсоны были хорошо знакомы по совместной работе с Владимиром Дмитриевичем Евреиновым, действительным статским советником, управляющим делами Комитета попечительства о трудовой помощи. Он был знаком со Степаном Ивановичем Колокольниковым, они помогали друг другу в делах и обменивались письмами.
Коммерческое училище выделялось среди других построек не только архитектурными достоинствами. Это было единственное здание с центральным паровым отоплением. В каждом классном кабинете находились батареи, обеспечивалась хорошая вентиляция, что обеспечивало учащимся находиться в благоприятном микроклимате. Мебель для классных комнат, учительской и библиотеки была заказана у лучших мебельщиков страны, что-то привозили из Москвы, что-то из Петербурга, что-то изготавливали по специальным эскизам на тюменских фабриках. Оборудование для кабинетов физики и химии было закуплено в Германии.
Возглавил Частное коммерческое училище Виктор Иванович. В педагогический комитет входили все штатные преподаватели. Основная часть учителей была из Тюмени. Кроме этого в газетах «Русские ведомости» Москвы и Санкт-Петербурга появились объявления о вакансиях. Требовались дополнительно учителя по русскому языку, черчению, математике, истории. Желающих работать в новом Коммерческом училище оказалось очень много. Привлекала и заработная плата, которая была выше, чем в других учебных заведениях, и условия проживания. Для учителей подготовили квартиры при училище. Владельцы домов, которые находились недалеко от училища, предоставляли квартиры педагогам по договоренности с руководством.
С соискателями на места учительских вакансий Виктор Иванович беседовал лично. Он искал учителей, которые знали бы свой предмет на «отлично», занимались творческой деятельностью и были готовы воплощать новые методы воспитания молодежи. Главным сподвижником Виктора Ивановича стал Борис Верди, преподаватель природоведения и географии, он же по совместительству заведовал библиотекой. Именно его стараниями была создана библиотека Коммерческого училища.
В областном архиве выделен фонд Частного коммерческого училища Колокольниковых, где хранятся заявления учителей о принятии их на работу, заявления родителей с просьбой записать детей на учебу, формулярные списки о службе учителей, сведения об их зарплате, сведения об успехах и неудачах некоторых учащихся, ведомости о выплатах в пенсионный капитал, инвалидный капитал, отчёты о работе. Есть даже письмо о препровождении ведомости за II полугодие 1917 года в Омскую контрольную палату. Работать здесь считалось престижным, так как имеются заявления с просьбой принять на работу преподавателем данного училища из разных уголков России: Москвы, Петербурга, Одессы, Екатеринбурга, Симферополя, Керчи, Пензы, из Минской губернии.
В тюменском архиве среди документов сохранилась годовая контрольная работа по математике Маргариты Антоновны Колокольниковой.
По материалам Н. И. Ледовской, внучки М. А. Колокольниковой:
На экзамене каждый ученик получил свое индивидуальное задание. Задачи у всех были разные. Списать было невозможно. Экзаменатор за решение этой задачи Маргарите поставил «четвертку». Ассистент экзаменатора поставил также «четыре». А вот директор училища Виктор Иванович, любимый дядюшка Маргариты, исправил оценку на «тройку» Причиной стало то, что Маргарита допустила ошибку при решении задачи в черновике, а когда стала переписывать в чистовик, заметила и написала правильное решение. Виктор Иванович старался донести до маленькой племянницы, что нет мелочей в работе, в оформлении экзаменационных документов, в любых делах, все должно быть безошибочно, чтобы ни у кого не возникло никаких сомнений.
Сразу после открытия училища в 1910 году при нём было создано «Общество вспомоществования бедным учащимся коммерческого училища Колокольниковых в Тюмени». Годом позже был разработан его устав, цель которого состояла в «попечении о недостаточных учащихся».
В пользу общества проводились вечера, читались лекции с последующим концертным отделением, устраивались «кинематографические сеансы». Помощь спонсоров выражалась не только в денежном отношении. В 1915 году на пожертвования при обществе были учреждены стипендии и экскурсионный фонд имени господ Колокольниковых.
Антон и Виктор Ивановичи, пройдя курс обучения в Тюменском Александровском реальном училище, неоднократно попадавшие в годы учебы в карцер, а порой стоявшие в углу за шалости, решили, что в училище Колокольниковых будет проводиться воспитание детей по-другому. Никаких наказаний, унижающих достоинство ребенка. Только убеждение, доверительные разговоры, приведение примеров достойного служения Родине, чтение классической литературы, изучение истории русского государства, достижений науки, правдивое обсуждение событий, происходящих в стране – именно таким образом должно было воспитываться, по мнению учредителей Частного коммерческого училища, новое поколение страны. С преподавателями, которые практиковали наказания, расставались.
Колокольниковы и педагогический комитет очень серьезно относились к учебно-воспитательному процессу. Придумывали новые формы проведения уроков. Например, уроки ботаники и природоведения проводили с выездом на природу, где ребята собирали букеты растений, а потом делали гербарии. Ученики вели наблюдения за климатом, каждый изготавливал собственный календарь погоды, отмечая температуру воздуха, направление ветра, осадки. Каждый класс готовил литературные постановки, театральные спектакли, в которых участвовали все ребята без исключения, у каждого обязательно была своя роль. А потом эти спектакли показывали на сцене училища, куда приглашали всех горожан, объявлялся сбор средств для помощи неимущим семьям. Детей учили сострадать и оказывать помощь тем, кто в ней нуждался. А в тюменских газетах «Свободное слово», «Сибирская торговая газета» в отделе «Хроника» печатали фамилии всех, кто пожертвовал на благое дело.
Обучение стоило 50 рублей в год – это была довольно высокая сумма, учитывая, что средняя зарплата работников фабрик и мелких служащих тогда составляла 24 рубля. В училище готовили будущих бухгалтеров, продавцов, приказчиков, контролеров. Основными предметами считались Закон Божий, математика, русский язык, история, природоведение, география, графические искусства, немецкий и французский языки. Обучали здесь и светскому искусству: бальным танцам, пению.
Согласно данным анкетирования, только у 22 обучающихся имелась дома для занятия отдельная комната, а у 25% не имелось даже отдельного стола. 80,77% учеников занималось дома при керосиновом освещении, только 10 человек (19,23%) имели дома электричество. Кроме того, не все были приучены соблюдать личную гигиену. По воспоминаниям М. А. Колокольниковой, в подготовительном классе воспитанников учили, как правильно нужно чистить зубы, мыть уши и шею. Занятия проводили во дворе училища, всем выдавали зубную щетку и зубной порошок.
В конце учебного года учащихся коммерческого училища, гимназии и школы приглашали на дачу к Колокольниковым.
Во дворе устанавливались столы с завтраком для детей, играл военный оркестр, проводили веселые игры и, конечно, все танцевали. В конце мероприятия между двумя высокими деревьями натягивалась веревка, на которую учителя подвешивали призы. Все присутствующие дети по очереди с завязанными глазами подходили к ней и срезали ножницами себе подарок.
В самый разгар преподавательских планов о создании кружка по изучению родного края грянула гражданская война. Учеников так и не успели выпустить, поскольку здание было отдано под чешско-американский госпиталь.
Большую роль для училища во время гражданской войны сыграл директор Виктор Колокольников, который оставался на своем посту и при большевиках, и при власти Временного Сибирского правительства, и при власти Колчака.
По материалам газеты «Свободное слово»: «…Во время войны в училище Колокольниковых был чешско-американский госпиталь (эвакуирован из Китая в Тюмень) на 300 коек, занимал половину учебных комнат…». Здесь же для раненых и больных проводились различные благотворительные мероприятия, например, «…на Пасхальной неделе состоялся вечер детей евреев, сбор с которого в сумме 300 рублей поступил на нужды доблестной русской армии. Инициатива вечера принадлежит Колокольникову…».
Занимая должность директора Частного коммерческого училища с 1912 по 1919 годы, В. И. Колокольников вел активную общественную деятельность. Он совмещал должности председателя городской школьной комиссии, члена городской Думы, члена городского союза комитета помощи военно-увечным, члена тюменского комитета союза городов, был председателем военно-промышленного комитета, председателем комитета общественной безопасности, наконец, был представителем Думы при начальном Беженском 2-м городском училище.
Представителем от учредителей в училище был Степан Иванович Колокольников (директор училища с 1910 по 1912 годы), а его жена Мария Николаевна – главной наблюдательницей, причём во время отсутствия директора именно она исполняла его служебные обязанности.
Училище просуществовало 9 лет. В 1919 году большевики закрыли Коммерческое училище, а директор Виктор Иванович эмигрировал. В омской газете «Сибирский казак» появилась заметка о том, что «…большевики обезобразили Коммерческое училище Колокольниковых и поджигали пристанские пакгаузы». К счастью, здание было восстановлено и до сих пор является украшением нашего старого города. За время советской власти здесь сменилось много хозяев. Поочерёдно в здании училища размещались музыкальная школа, партийные учреждения, педагогический институт, в годы Великой Отечественной войны был госпиталь, а после – школа-интернат. С 1971 года оно снова стало учебным заведением. Здесь открылся Тюменский инженерно-строительный институт, позже переименованный в государственный архитектурно-строительный университет, ныне Строительно-архитектурный институт Тюменского индустриального университета.